На главную
К общему списку статей


Моё первое исследование про игру на бубне

Ну вот я стала счастливым обладателем бубна.


Так он выглядит со стороны обтяжки.


А так он выглядит с обратной стороны.
Мастера зовут Геннадий. Его сайт (где можно и заказать инструмент http://www.bubny.ru )

Размер у него небольшой. Диаметр 40 см, ширина 6 см. Обечайка сделана из березы.  Кожа козья, выделана без использования химикатов, традиционным народным способом. Бубен изготовлен вручную.

Кстати очень подходящий размерчик инструмента для квартиры. Хорошо звучит. И достаточно мощно. Если честно, то долго думала взять диаметром 40 или 50см.

Остановилась на 40см потому что:

  1. это хороший походный вариант (прикрепил к рюкзаку, на велик прыгнул и вперед);
  2. не хочу травмировать соседей, потому что они у меня хорошие;
  3. третью причину озвучивать не буду :) но она есть.

Резонаторы. Их я тоже ставить не стала, потому что

  1. при таком диаметре проку от них (в качестве звуковых эффектов) практически никакого;
  2. кол-во резонаторов носит сакральный смысл, а я не знаю, какой, поэтому лучше без них;
  3. с учетом нашего климата опасаюсь, что кожа просто потрескается на рогах.

Форма. Ну лично для меня круглая форма более привычная, чем овальная или яйцевидная. Просто внутренне я всегда стремлюсь к гармонии и равновесию. В данном случае критерием равновесия для меня является форма круга.

Рукоять. Пожалуй лучшее объяснение я нашла форуме хомус.ру (http://khomus.ru/forum/showthread.php?t=882 )

Если рукоять бубна будет жестко прикреплена к обечайке (ободу) то звук будет быстрозатухающим. По факту будет слышен только удар и 3-5 сек послезвучия.

Если рукоять прикреплена на кожаных ремнях или еще каким либо "мягким" способом то послезвучие будет длиться до 20 сек.

В чем суть отличий этих двух видов бубнов.

Бубен с длинным послезвучием более музыкальный, так как в послезвучии весьма много разных гармоник. При игре на таком бубне доходит до того что основной тон сливаться с гармониками резонаторов при ударах в один непрерывный "плавающий" гул. Ощущения непередаваемые :)
Только начинаешь играть и с первых ударов просто "влетаешь" в глубокое ИСС.

Ну и бубен в котором послезвучие короткое. Суть такого бубна в том, что при ритмичной игре четко слышен именно ритм ударов. Музыкальная же составляющая звука на втором плане. Такой бубен голову сносит именно ритмом в отличии от длиннозвучного в котором гул гармоник послезвучия равен по громкости а то и громче звука ударов колотушкой.

Вообще оба вида бубнов хороши. Разные по сути, и поэтому тут индивидуальные предпочтения. Если вам больше нравятся ритм, то берите бубен с жестко закрепленной рукояткой. Если музыкальные улеты вам предпочтительней то бубен с «мягким» креплением вам возможно больше понравиться

Лично мне нравятся гармоники, поэтому я и выбрала «Мягкое» крепление.

Дополнение

Рисунок. Почему я взяла бубен без рисунка? Потому что рисунок имеет тоже сакральное значение и несет в себе не только смысловую нагрузку, но и прочее. Причем на некоторых бубнах рисунок наносится на обтяжку с внешней стороны, а на некоторые - с внутренней. А так бубен получается универсальным :)))

Как играть. На сайте Ольги Шотландии (ОШ) есть «Самоучитель» игры на бубне. (http://vargan.ru/buben/vse/vse_007.shtml ) Судя по дате в скобочках возраст самоучителя почтенный. Интересно, а кто-нибудь пробовал еще написать похожие самоучители?

Как мне показалось, написан он в шутливой манере. Но игра на бубне (на мой взгля) является более серьезным занятием, чем кажется автору. Поэтому позволю себе прокомментировать некоторые моменты данного самоучителя.

В частности думаю, что следует прокомментировать следующий момент.

>ТЕХНИКА ИГРЫ: Обучающийся берёт бубен в правую руку
>и начинает встряхивать его, одновременно ударяя
>по нему кистью другой руки.

Вопрос в том КАК БЁРЕТ.
Рассмотрим на примерах.

Фото 1

Это фотография Сахалинского фотографа Владислава Титова (http://www.adm.sakhalin.ru/)

Фото 2

Фотограф – Валерий Косарев (http://kosarev.press.md/Bearfest-Ven.htm ) фото Сахалинских нивхов во время «Праздника медведя», 1986г.

Фото 3

Сахалинский фотограф - Игорь Крыжко. Сахалинские нивхи во время праздника медведя, 2006г. (http://www.adm.sakhalin.ru/)

Итак. СМОТРИМ. На всех трех фотографиях люди держат бубен ОБТЯЖКОЙ ВНИЗ. Так играют на Сахалине. То же самое можно увидеть в этнографическом фильме "Табу. Последний Шаман" . Я об этом фильме писала в своём ЖЖ (http://m-nataly-c.livejournal.com/3453.html ). Кстати фильм можно найти в торентсах.

Такое же удержание можно увидеть и у тувинцев.
Другие народности я не рассматривала, потому что не всё можно найти в Интернете.

А теперь смотрим, как держат бубен русские.


Фото 4

Фото 5

Обратите внимание, как на фото 4 Юлия Бескровная и на фото 5 Ольга Шотландия держат инструменты. Да и вообще далеко ходить ненадо. Яндекс рулит. Десятки фотографий именно с таким вот удержанием у русских.

Я задумалась над этим (у меня еще тогда не было бубна). Как только мой бубен приехал ко мне я начала экспериментировать. Пробовать держать его и так и так и пришла к выводу, что если держать его не по-русски (обтяжкой вниз), а колотушкой бить снизу вверх, то потоки звука мощно бьют в голову. И если ударять по нужным местам, то бубен начинает раскрывать гораздо больше  своих возможностей, нежели когда мы его держим обтяжкой вверх или от себя.
Но это моё ИМХО.

А объясняется всё это очень просто. Шаманы использовали бубны ВЕКАМИ, чтобы с определенной целью входить в транс. Поэтому и нашли интуитивно, что для этих целей , бубен нужно держать именно так, и не иначе. А мы только "учимся ходить".

 
GISMETEO: Погода по г. Южно-Сахалинск

Напишите мне

 

  Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz